
Автор: Попов Алексей
Дата публикации: 22.04.2022 (статья из архива 10.01.2020)
Да, доктор. Я знаю, что после выхода этого манифеста я буду предан анафеме сообществом специалистов по качеству. Я буду декапитирован как еретик и изменник. Буду распят на стопках руководств по качеству, пропущен через шредер для бумаг и сожжен вместе с документацией, утратившей силу.
Но вы меня не остановите. Меня никто не остановит. Манифест увидит свет. Это того стоит. Мне кажется… Мне кажется, что еще возможна ремиссия. Еще есть надежда. Ну скажите, доктор? Что же вы молчите? Зачем вы на меня это надели? Зачем вы мне это вводите???
Я не буду ничего предлагать. Я буду лишь сотрясать воздух. Я буду говорить только мнение. Никаких доказательств. Никаких фактов. Все ответы даны. Все ответы в вопросах. Все проблемы в системе. Все проблемы в разуме. Нужно лишь немного потерпеть… Нужна революция. Понимаете?
Доктор. Я инженер по качеству. Чистокровный инженер по качеству. От мозга до костей. По образованию, по профессии, по жизни и по масти…
Доктор. Я жил как в бреду. Вы понимаете? Все было как в тумане. А сейчас я прозрел. Доктор? Развяжите меня…
Я начинал как все. Я был рожден этой системой. ISO 9001. ISO 22000. GMP. Сертификация. Системы менеджмента. Нормоконтроль. Журналы. СОПы. Политики. Цели. Лидерство. PDCA.
КАЧЕСТВО
Это был дивный мир. Это был наш мир. Мир с блэкджеком и корректирующими мероприятиями. Это были недоступные знания, которые вдруг стали твоими. Они лежат перед тобой. Это как Атлантиду открыть. Ты погружаешься в мир систем менеджмента качества. Ты погружаешься в принципы и методы. Ты погружаешься в КАЧЕСТВО, а КАЧЕСТВО погружается в тебя…
Тебе дана власть улучшений. Никто кроме тебя не понимает, как сделать работу сотрудников лучше. Как сделать компанию лучше. Как сделать мир лучше…
Да. Они, конечно, не понимают. Это же производство. Это же КИПиА. Это химики. Они невежды. Им не дано понять всю великую мысль КАЧЕСТВА. Они сопротивляются. Они игнорируют. Они считают, что я занимаюсь бессмысленными вещами. Что я ничего не делаю, а только мешаю им работать. Ничего. Меня ничего не остановит. КАЧЕСТВО настигнет всех. Они поймут, что это все для них. Они примут КАЧЕСТВО в свои отделы. Они поверят в КАЧЕСТВО. Хотят они этого или нет… Потом будут только благодарить меня, когда у них станут эффективные и результативные процессы. Но пока нужно бороться…
Знаете, доктор? Это погружение было не сравнить ни с чем. Я почти не спал и не отдыхал. Я постигал глубину КАЧЕСТВА. У меня в углу стоял стол с ISO 9001, а на стене над ним висел сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 9001, а на другой стене в ряд остальные 7 сертификатов. Сам TUV сертифицировал. Вы понимаете, доктор? Это было благословение. Я знал, что делаю все правильно. Я это чувствовал… Я был мессией, который должен был обучить этих дикарей истинным практикам управления качеством. Это была моя земная миссия. Я готов был спорить со всеми. Даже с директором по производству. Ведь я прав. Только я умею оценивать риски и возможности, разрабатывать предупреждающие мероприятия и ставить правильные цели.
А потом что-то случилось… Доктор. Я не знаю, что произошло. Может я не зашел почитать новые поступления стандартов. Может съел чего. Не знаю…
Это был обычный с виду день. Точнее это уже был вечер. Уже было темно и я сидел за столом. Светила настольная лампа. Уже день закончился, но меня уже давно никто не пытается выгонять. Я могу работать хоть всю ночь. Иногда я так и делал. Особенно перед аудитами.
Я разрабатывал очередные важные для предприятия меры контроля рисков. Плюс, увеличивал периодичность уже существующих мониторингов, т.к. риски были все равно слишком высоки. Они говорили, что у них недостаточно людей и для существующего мониторинга, но почему это должно меня волновать?! Это КАЧЕСТВО. Никто не должен жалеть денег и сил на КАЧЕСТВО.
И знаете? У меня странная мысль как-то тенью пробежала в голове. «А это точно улучшит качество продукции?». Что? Что за мысли? Какие могут быть сомнения? Конечно улучшит… А может… Нет. Нет. Нет, конечно…
АААА!!!!! НЕЕЕЕЕТ!!!
Голова начала просто раскалываться. Я упал на пол, задев со стола две высоких пачки корректирующих действий за последнюю неделю. Голова болела непереносимо. В глазах ходили пятна. Я почти перестал видеть. Лишь бледное пятно настольной лампы мелькало в пелене глаз.
Я начал понимать, что мониторинг микробиологии на производстве каждый день не имеет смысла. Я начал понимать, что это не улучшает качество продукции. Я начал понимать, что все это не имело смысла… Что они были правы…
У меня перед глазами начали мелькать все мои разговоры с химиками, микробиологами, производством, инженерами… Это было невыносимо. Я отключился.
Я проснулся весь в поту на полу офиса среди папок с отчетами по внутренним аудитам, когда уже начало светать. Не помню, что мне снилось, но я помню Форда. Я помню как он был до неба, в красно-черных тучах и кричал, чтобы я принял качество, что он меня найдет. А я бежал, бежал и бежал…
Так вот, я поднялся. Огляделся вокруг. На все эти тома СОПов, валидационных протоколов, отчетов и журналов.
Я все осознал!
Я посмотрел на все 8 сертификатов на системы менеджмента и мне стало противно. Мне стало противно от себя. Я понял… что я ошибался. Что.. Что они были правы. Это действительно было не так.
Доктор, вы понимаете? Я как проснулся… В смысле проснулся разумом.
Мне так захотелось сжечь все что было вокруг. Я порывался просто сжечь все эти 8 сертификатов, чтобы отомстить. Но это я злился на себя.
Нельзя было их просто сжечь. Поставщики работали с нами лишь из-за наличия у нас всех этих бумаг. Я не мог так поступить с компанией.
Вы понимаете доктор? Я осознал!
Представляете? Я не знаю кто придумал сертификацию, но я надеюсь, что он горит в аду. Вы понимаете? Я не знаю в виде чего задумывалось это все, но породило это… Эти последствия… Они ужасны. У людей сместились приоритеты. Теперь не имело смысла само предприятие. Теперь не играла роль фактическая система управления. Теперь играл смысл сам сертификат. Лишь сертификат. Никто больше не смотрел предприятия, во внимание стали учитываться только бумажки. Кто больше бумажек насобирал, тот и лучший. Сертификаты плодились. Два. Пять. Десять. Они теперь переставали помещаться на одну страницу сайтов. Приближался потолок количества сертификатов, которые можно было получить.
В требованиях госзаказов стали появляться наличие сертификата на системы менеджмента. Доктор. Вы понимаете? Не качественная продукция, а сертификаты. Не пригодная для сотрудничества производственная система и команда специалистов, а… наличие сертификата. Они даже не приезжали. Им достаточно было ксерокопии сертификата по факсу прислать. Главное чтобы сертификат был.
Вы понимаете? Даже если у тебя есть система менеджмента, которая построена по стандарту. Зачем ее сертифицировать? Какая тебе от этого польза? Это что-то доказывает? Это что-то меняет? Сертификация — это же фикция, это же продажа воздуха… Можно, конечно, себя убеждать в обратном…, но зачем?
А потом Они пришли к власти и появилась система добровольной сертификации. Теперь кто угодно стал выдавать сертификаты. Сертификаты. Сертификаты. Сертификаты. Сертификаты…
Аналогично стало с аккредитацией. Теперь наличие аттестата аккредитации стали требовать при госзакупках от многих компаний с лабораториями. И даже без лабораторий. От всех, кто в своей деятельности хоть что-то измерял. И плевать, что не занимаешься оценкой соответствия. Чтобы был аттестат или адьос. И аналогично все это появилось в требованиях к поставщикам.
СМК, FSSC, BRC, IFS, халяль, ХАССП, СМИБ, сертификат экологичной продукции, православная сертификация, GMP, СУОТ, СУОС, сертификация экстрасенсов, социальная ответственность… Сертификаты лились рекой. Сертифицировали все и на все, что успевали и на что хватало денег. Подразделения обрастали бесконечными рисованными журналами, нерабочими СОПами и KPI.
Доктор. Да фиг с той сертификацией. Доктор. Я осознал, что ISO 9001 — это не истина в конечной инстанции. Доктор. Представляете! Доктор! Не бывает универсальных истин. Не бывает универсальных идеологий. Не может ни одна система подходить под все предприятия. Под предприятия всех размеров и видов деятельности. Если кто-то вам говорит, что его система универсальна и всегда приводит к повышению качества продукции и росту продаж, плюньте ему в лицо. Доктор. Просто плюньте… Это оказывается так очевидно.
Я понял, что нужно делать ровно столько мер контроля, сколько достаточно для выпуска продукции достаточного для потребителя качества. Доктор! Достаточного для потребителя уровня качества! Не нужно постоянно увеличивать периодичность контроля, добавлять новые превентивные меры и вылизывать каждый процесс! Выходит, что это не оказывает того роста качества, который мог бы окупить все затраты на контроль и обеспечение качества. Оказывается, это все пустая трата денег. Это все фикция и пыль в глаза. Это все просто, чтобы потешить наше самолюбие, наше чувство собственного величия, показать на аудите.
Это никому не нужно. Это не нужно бизнесу…
Вы понимаете? Оказывается действительная миссия инженера по качеству — снижать издержки и повышать доходы бизнеса. Быть связующим между службами. Упрощать работу подразделений, снимая с них бесполезную работу, а не давать новую бесполезную работу. Оказывается, если писать записи только в один журнал, а не в три, то качество продукции не падает. Оказывается, если мониторить условия в лаборатории два раза в день, а не при каждом измерении, то измерения не становятся хуже. А поддерживать относительную влажность на уровне 30% — 60 % совсем не обязательно, потому что продукции в герметичной упаковке оказывается все равно, если влажность меньше 30%. А электроэнергии то сколько идет.
Оказывается, если не оформлять политику, миссию и видение компании, то продукция не становится хуже, а потребитель покупать хуже не начинает. Их наверное даже никто и не читает…
Оказывается, что если поставить периодичность пересмотра документации раз в 5 лет, а не в 2, то продукция также не страдает. И премирование по KPI бесполезно. Выходит, что мы только предприятию делаем хуже, работники же начинают выполнять показатели, а не работать. Это ужасно, доктор… Оказывается, ни одно предприятие не обанкротилось лишь из-за того, что там не были сертифицированы системы менеджмента…
Понимаете, доктор, что от нас скрывали??
Я вам раскрою еще секрет… Оказывается, нет смысла реагировать на все несоответствия, потому что многие из них и не несоответствия, в принципе, а вторая часть — порождение хаоса, а не системы. Оказывается, что нет смысла разрабатывать корректирующие действия для таких несоответствий. Оказывается, что все эти наши 5 почему, исикавы, выискивание и назначение проблем не имеет смысла. Оказывается, не все требует расследования и корректирующих действий… Доктор. А я все это делал.
А рекламации и обратные отзывы?? Что бы вы думали? Оказывается, это статистическая ошибка выжившего и учитывать и принимать на их основе решения — это просто бесполезная трата времени. Оказывается, не имеет смысла придумывать корректирующие мероприятия на рекламации от полоумных старушек? Представляете? Это же вообще считается святым. Как же можно рекламации оставить без корректирующих мероприятий?
Доктор. Оказывается у меня действительно есть власть. Доктор, я был не так уж не прав. Я просто был слеп. Я могу защищать предприятия от инспекций, я могу обосновывать отказ от ненужных рекомендаций, я могу обосновывать только те меры контроля, которые нам действительно нужны, а скидывать те, что для предприятия лишние. Я могу избавлять отделы от бумаготворчества. Это же все необязательно. Там же не так все жестко. Мы же ведем только те записи, которые нужны нам. Я же жизнь посвятил качеству. Я же могу им помочь. Моя же цель помогать производству, лабораториям, складу, решая их проблемы так, чтобы их работа становилась легче. Облегчать нагрузку госрегулирования на них. Они же не знают наверняка, что можно, а что нельзя. Это же мои компетенции, а не их. Я же должен руководствоваться принципами компромисса между качеством и затратами. Качество — это же штука абстрактная. Качество — это только то, что может увидеть потребитель или почувствовать бизнес… А потребителям то много и не нужно. Они все равно не заметят всех наших этих великих методологий… Мы же все на них работаем… Да и государству не так-то много нужно… Доктор… Что-то у меня глаза закрываются… Доктор… Вы понимаете о чем я говорю…